Меню
16+

«Нехаевские вести.ru»

25.04.2017 22:12 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 25.04.2017 г.

Равный доступ к образованию, развитию, личностному росту

Автор: В. Колядин
корреспондент

Е.И. Шалькова на рабочем месте.

Безусловно, люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особой заботе и опеке, необходимой для того, чтобы они вели такой же образ жизни, как и здоровые граждане. Можно с удовлетворением отметить, что в последние годы все большее внимание уделяется созданию особых условий для инвалидов.

Прежде всего, это государственная программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения».

Не стал исключением в этом плане и Нехаевский район, на территории которого действует соответствующая программа. Согласно ее требованиям, вход в различные учреждения (управление Пенсионного фонда, центр социального обслуживания населения, центр занятости населения, поликлинику…) оборудуется пандусами, информационными тактильными пластинами, кнопками вызова. Адаптированы под людей с ограниченными физическими возможностями двери, произведена перестройка внутри зданий, где появились специальные лестницы, поручни, обозначены пути движения. Эта работа не завершена, переоборудование затрагивает все новые организации и структуры.

Немаловажное значение имеет реализация программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Нехаевском муниципальном районе» в образовательной системе. Ведь, как и здоровые люди, инвалиды должны иметь все возможности для самореализации, начиная с самого малого возраста. Большая работа в этом направлении ведется и в нашем районе. О том, что уже достигнуто в рамках программы, и каковы дальнейшие планы рассказывает начальник отдела образования, опеки и попечительства районной администрации Елена Ильинична ШАЛЬКОВА.

- Мы действительно стараемся уделять большое внимание образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечу, что на сегодняшний день предлагается три пути решения этой задачи: обучение на дому, дистанционное и инклюзивное обучение.

Когда мы вошли в программу «Доступная среда», то Нехаевская школа была определена опорной по работе с данной категорией обучающихся. В районе создана электронная база детей с ОВЗ, где зарегистрированы 35 юных жителей района. Некоторые ребята получают инклюзивное обучение, при котором они не оторваны от социума, коллектива и посещают школьные классы.

На первом этапе, с целью создания соответствующих условий, был разработан план мероприятий («дорожная карта»). Он подразумевает обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, организацию повышения профессионального уровня педагогических работников в части обеспечения инклюзивного образования и реализации адаптированных образовательных программ на практике.

Для решения спектра вопросов, касающихся обучения детей-инвалидов, был сформирован психолого-медико-педагогический консилиум. Проведен обучающий семинар среди учителей. Два преподавателя Нехаевской школы прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Велась всесторонняя подготовка к внедрению образовательной программы для обучающихся с ОВЗ.

Конечно, для создания универсальной безбарьерной среды требовались особые архитектурные условия, нужно было сделать учреждение более удобным для посещения и обучения детей-инвалидов. На базе ресурсного центра в Нехаевской школе, которая выступила в качестве флагмана, были оборудованы пандусы, расширены дверные проемы, устанавливались поручни, появились новые напольные покрытия, произведены демонтаж и замена порогов, обустроены санитарно-гигиенические помещения, туалеты, переоборудован и приспособлен учебный кабинет, приобретен комплект мебели для детей с ограниченными возможностями.

Понятно, что такая работа требует серьезных вложений. Большое значение здесь сыграла финансовая поддержка из региона. Всего на условиях софинансирования в рамках «Доступной среды» на школу было потрачено более 2 млн рублей, порядка 1,5 млн рублей из которых получены по линии областного бюджета. Также весомую поддержку оказало руководство района: из бюджета местного уровня была перечислена 651 тысяча рублей.

Помимо того, в течение прошлого года в Упорниковском лицее за счет районного финансирования (поступило 200 тыс. рублей) были заменены входные двери, отремонтировано крыльцо, частично обновлен пол. Определенная работа по устройству входных групп и установке поручней во внутренних помещениях была проведена в Кругловской школе, а также с целью беспрепятственного доступа в учреждение культуры для всех групп инвалидов в Нехаевском ЦКД.

С 1 сентября 2016 года в рамках «Доступной среды» началась непосредственная реализация федеральных образовательных государственных стандартов начального общего образования. После первого звонка за парты вместе с ребятами, не имеющими нарушений развития, сели более полутора десятка детей с ОВЗ. Причем, они обучаются не только в райцентре. Инклюзивное образование по новым стандартам дети-инвалиды получают в лицее, Краснопольской школе. При необходимости преподаватели работают с ребятами на дому (Луковская, Лобачевская школы). К слову, сегодня педагоги по каждому предмету должны быть обучены по работе с детьми-инвалидами. И переподготовка кадров продолжается.

Первый учебный год в условиях новых стандартов уже показывает, что эта работа приносит положительные результаты. Дети благополучно адаптируются к обучению, родители от души радуются их достижениям. В частности, благодаря индивидуальному подходу ребенок с тяжелым нарушением речи не только учится вместе со всеми, но и имеет заметные успехи.

Хочу отметить, что по мере поступления денежных средств в «Доступную среду» постепенно должны войти все учебные заведения района. Пока же, чтобы дети-инвалиды не имели проблем при посещении учреждений дополнительного образования, в 2017 году по 100 тыс. рублей районного бюджета заложены на ремонт полов в зданиях Нехаевской ДЮСШ и Нехаевской ДШИ.

«Доступная среда» – это то, что приносит реальную пользу. Думается, дальнейшее внедрение практики, прежде всего, инклюзивного обучения может дать очень многое для адаптации детей не только к учебному процессу. Ведь получающий образование вместе с другими детьми ребенок с ОВЗ имеет больше шансов на то, чтобы успешно закончить школу, получить аттестат, реализовать свои способности. Каждый человек, даже невзирая на недуг, должен иметь возможность стать развитой, востребованной в обществе личностью. И, конечно, мы будем к этому стремиться.

В Волгоградской области продолжается целенаправленная работа по формированию для инвалидов доступной среды жизнедеятельности. Только в 2017 году из областного бюджета на реализацию региональной программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области» выделено более 64 млн рублей. Всего же на реализацию программы в период 2017 — 2020 гг. предусмотрены средства областного бюджета в общей сумме 221,6 млн рублей.

В 2017 году в региональной программе «Доступная среда» планируется участие 21 муниципального образования Волгоградской области. Поступающие в ее рамках средства предполагается направить, в первую очередь, на создание архитектурной доступности в учреждениях социальной защиты, спорта, культуры, образования и здравоохранения. Всего в 2017 году планируется адаптировать 84 социально значимых объекта. Уровень адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры должен составить 54,2 % от общего числа приоритетных объектов области.

Ранее опыт волгоградского региона по продвижению «Доступной среды» высоко оценили на федеральном уровне. В частности, Волгоградская область была включена в число лучших субъектов России по исполнению «дорожных карт» программы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

104