Меню
16+

«Нехаевские вести.ru»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Отгремела давно война, только память о ней жива

Автор: В. Фадеева

Маргариту Сергеевну Бутрину знает едва ли не каждый нехаевец. Она коренная уроженка нашего района, долгие годы отдала работе в здравоохранении. Сейчас эта уважаемая женщина на заслуженном отдыхе, но остается такой же активной и неравнодушной. Маргарита Сергеевна является постоянным подписчиком районной газеты. Публикации, посвященные победе под Сталинградом, затронули ее душу, а в памяти всколыхнули воспоминания о тяжелых военных годах, когда она была ребенком. Ведь детская память загадочна, она навсегда запечатляет такие моменты, на которые взрослый человек не обратил бы внимания.

…Отец Риты Лапин Сергей Захарович был человеком образованным, что по тем временам являлось большой редкостью. Когда началась война, он трудился в Мингазе бухгалтером, вел учет документации всех горючесмазочных материалов. Работа требовала большой ответственности, а потому на него была наложена бронь. Маленькой Рите не было и пяти лет, но она отчетливо помнит, как по вечерам взрослые занавешивали окна, зажигали лучинку, и в их небольшой комнате собирались все соседи. Глава семейства тихим, но уверенным голосом рассказывал о событиях на фронте, вселял надежду и уверенность. А потом, когда люди расходились, обхватывал руками свою кудрявую голову и, раскачиваясь, приговаривал: «Да когда же меня на фронт призовут, я тоже хочу бить ненавистных фашистов!»

В конце марта 1942 года Сергею Захаровичу пришла повестка из военкомата. Он молча собрал нехитрые вещи. Его супруга Надежда Федоровна последние месяцы носила тогда под сердцем третьего ребенка, очень плохо себя чувствовала. Она лежала на кровати и горько, безутешно плакала. Старшая сестричка Валя надела на себя газовый шарфик, а младшенькую Риту нарядила в шелковый платочек, и они отправились провожать папу на войну. На проталинках пробивалась молодая травка, природа пробуждалась после зимы.

—На пригорке папа остановился, обнял нас, расцеловал и велел возвращаться,—вспоминает Маргарита Сергеевна.—А сам заспешил вниз по склону и, поскользнувшись на снежной кочке, упал. Мы еще долго смотрели на удалявшуюся фигуру родного человека, и даже не предполагали, что видим отца в последний раз…

Семья жила в те годы в постоянной нужде, но, несмотря на это, делилась последним с живущими рядом. Например, когда доилась их корова, мама относила молоко соседским детишкам, когда же буренка соседей начинала давать молоко, те спешили подкормить голодных сестренок. Чтобы натопить печь, Рита и Валя ходили к реке, срубали лопатой застывший камыш, складывали в снопы и приносили домой. Спичек не было, а потому утром смотрели, у кого из трубы идет дымок. Туда мама посылала дочек с ведерком, чтобы принести жар, заботливо укрыв его тряпкой.

Когда советские войска подтягивались к Сталинграду, в Нехаевской было много солдат. Их расселяли практически в каждом доме. В здании Заречной школы разместили госпиталь. Дом фронтовика Лапина был очень большим. И именно туда было принято решение перенести школу. Семья поселилась в одной комнате, а в других расположились школьные классы, учительская. Но, несмотря на тесноту, сестренкам так хотелось, чтобы у них жили бойцы. Они выбегали на улицу и приглашали солдат к себе. Те, видя оборванных девчонок, дарили им нехитрые вещицы.

—Мне перепала шапочка, которую надевали под каску,—рассказывает Маргарита Сергеевна.—И я с гордостью ее носила. А еще солдаты отдавали плащ-палатки, и женщины шили из них себе юбки, а ребятишкам штанишки и даже пальто.

Госпиталь был совсем недалеко от дома маленькой Риты, а потому она вместе с сестрой нередко бегала туда. Прямо на полу была настелена солома, поверх нее на шинелях лежали раненые солдаты. Девочкам нравилось, как бойцы пели. Они внимательно вслушивались в слова, стараясь запомнить их. Позже, когда Рита пошла в школу, она исполняла услышанную в госпитале песню на утреннике, а женщины, вспоминая каждая о своем, рыдали. Маргарита Сергеевна и сегодня без запинки рассказывает текст той песни.

Сергей Захарович, понимая, что семья очень ждет весточки с фронта, старался писать как можно чаще. Как вспоминает дочь, все его письма были очень патриотичными, пронизанными верой в счастливое будущее. А еще очень нежными… Ведь он так любил свою жену, своих дочек, так хотел находиться рядом с ними… Был у солдата Лапина фронтовой друг, с которым они поклялись друг другу: кто из них останется живым на той войне, обязательно позаботится о семье другого.

И вот однажды на пороге дома появился незнакомый мужчина. Он привез подарки: несколько метров черного сатина и белого мадаполама. Они о чем-то долго разговаривали с мамой девчушек. Как оказалось, это был тот самый фронтовой друг отца. Он рассказал, как сражались они под Сталинградом, сколько натисков вероломного врага отстояли. А еще поведал, что боец Лапин сопровождал груз, который должны были доставить в Астрахань. В судно попал вражеский снаряд, спастись не удалось никому. Воды Волги навсегда поглотили защитников Родины. Чуть позже Надежда Федоровна получила страшное подтверждение гибели мужа – извещение, что он пропал без вести.

Видя, как подрастающие дочери ждут отца с фронта, мама не смогла, не нашла в себе силы открыть им жестокую правду. Она пошила девочкам юбочки и блузочки из привезенного бойцом материала, вышила на них цветочки. Сестренки были несказанно рады обновкам, надевали их только по особым случаям.

Когда счастливым эхом пронеслось над страной известие о победе, стали возвращаться домой солдаты. Каждое такое событие было настоящим праздником.

—В один из таких дней мама запрягла корову и уехала в Митрошкин лес за сеном,—продолжает воспоминания Маргарита Сергеевна.—А мы с сестренкой нарядились в обновки и пошли встречать папу. Долго ходили среди солдат и заглядывали в их лица, стараясь увидеть одно —самое родное. Знакомые женщины, видя нас, отворачивались и вытирали слезы.

Наверное, они все рассказали потом Надежде Федоровне. И как бы ни было горько и тяжело, но мать решилась раскрыть правду дочкам о гибели отца. Они долго вместе плакали, а потом стали жить дальше, храня память о дорогом человеке в своих сердцах.

Много лет прошло с тех пор, выросла дочь Маргариты Сергеевны Бутриной, стали взрослыми внуки. Но память о тех далеких днях жива и поныне. Рассказывая о своем нелегком военном детстве, женщина не раз смахивала с глаз непрошеную слезу…

—Я очень благодарна своим родителям,—говорит Маргарита Сергеевна,—за то, что дали нам жизнь, за их беззаветную любовь. Папа погиб молодым, ему было всего 37 лет, но он погиб, защищая Родину, а значит, и наше будущее. Мама же надрывалась на тяжелой работе, но все равно вырастила дочек, научила ценить жизнь, дала путевку в будущее. Эстафету памяти о них и дальше будут нести уже наши внуки и правнуки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16