Меню
16+

«Нехаевские вести.ru»

13.08.2018 16:36 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Золото черкесов

Автор: В. Ф. РОДИОНОВ, х. Верхнереченский.

Много легенд сложено о нашем Прихоперском крае: о чоборе и лазоревом цветке, о кладе банды Фомина и колодце со святой водой… А еще в Верхнереченском поселении из уст в уста передается захватывающая история о золоте черкесов.

Много-много лет назад, когда берега Хорпа и его притоков были покрыты дикой растительностью, в здешние тихие места, спасаясь от царского произвола и гнета помещиков, сбегали крестьяне, тут прятались каторжане, искали пристанище свободолюбивые казаки. Манили беженцев в необжитом крае плодородные земли, чистые реки, непуганое зверье в лесах. Но существует поверье, что неподалеку от образовавшихся небольших хуторов промышляли племена горцев. Небольшими группами в теплое время года вихрем проносились они на своих резвых жеребцах по степным просторам, охотясь на всевозможную дичь. Бороздили иноземцы и реки, вылавливая рыбу для пропитания.

Однажды отряд черкесов, состоящий из 20 джигитов, отважился остаться в этих суровых краях на зимовку. Место для пристанища они облюбовали на возвышенности, заросшей лесом, которую впоследствии назвали Городище. У них были крепкие и выносливые к походам скакуны, имелась возница – арба на четырех колесах, на которой перевозилось продовольствие, оружие, одежда, необходимые инструменты для строительства, а также драгоценности. Черкесы в короткое время смогли заготовить корм для лошадей, построили землянки и оборудовали их для проживания в холодное время года. Чтобы прокормиться самим, мужчины надеялись на удачную охоту, а также на доброе отношение местного населения.

У подножия Городища, извиваясь змейкой, протекала чистая река Тишанка – приток батюшки-Хопра. На правом берегу ее расположился казачий хуторок Маркин, состоящий из 20 подворий. Большинство семей еще не успели обжиться на новом месте, обрасти хозяйством. Хуторяне с опаской и недоверием относились к поселенцам другой национальности, веры и культуры поведения. Но все же находились и те, кто готов был поделиться продуктами. Они давали черкесам картошку, соленые огурцы и помидоры, квашеную капусту. В обмен же джигиты преподносили хуторянам, особенно женщинам, украшения – бусы, ожерелья, брошки. Огромным спросом у маркинцев пользовались деревянные изделия, изготавливать которые черкесы были большими мастерами. Это ложки, разного размера чашки, гребни для волос, другие изделия, необходимые в хозяйстве.

Но такое мирное сосуществование продолжалось совсем недолго. К концу зимы с подворий казаков то и дело стала пропадать живность. После ненастных вьюжных ночей хозяева обычно недосчитывались сначала кур, гусей и уток, а потом и более крупных животных – овец и коз. И хотя прямых улик не было, казаки стали подозревать в разбойных нападениях именно черкесов. Ведь эти выносливые люди отлично владели оружием и могли легко переплыть с добычей быстротечный Хопер. А уж Тишанка, которую в некоторых местах можно было перейти вброд, и вовсе не являлась для них препятствием.

Некоторые хозяева даже отваживались сторожить свое подворье, просиживая в укромном местечке по несколько ночей с вилами в руках. Но именно в это время все проходило спокойно. Стоило только казаку махнуть на все рукой и устроиться на ночлег под бок своей женушки, как утром он обнаруживал дыру в камышовой крыше и не досчитывался парочки животных.

При тщательном осмотре мужчины находили вокруг сараев многочисленные следы, похожие на волчьи. В то время голодные звери действительно, сбившись в стаи, бродили вокруг деревень. Их пронзительный непрерывный вой наводил ужас на жителей. Этим и воспользовались черкесы. Они смастерили из волчьих шкур и лап приспособления, надевали их и, двигаясь на четвереньках, оставляли на снегу отчетливые волчьи следы.

Но не всех казаков удалось провести. Опытные охотники все же заподозрили обман и решили на сходе создать свою небольшую дружину. Возглавил ее здоровенный мужик Макар, дед которого был основателем хутора Маркина. Быстро отряд набирал силу, сюда спешили записаться казаки из близлежащих деревень. Тогда Макар, видя, что ему доверяют, поспешил объявить себя атаманом всех разбросанных по берегам Тишанки поселений.

Черкесы, испугавшись нарастающего гнева казаков, направили на поклон к атаману Маркину своих уважаемых старейшин, которые просили дать им время пережить большой весенний паводок. Они пообещали вести себя тихо и спокойно. В знак уважения к атаману и его дружине иноземцы вручили Макару кисет, наполненный золотыми монетами.

Атаман посоветовался с казаками, часть монет решено было оставить на нужды дружины, а остальное золото пожертвовать на строящуюся в хуторе Лобачевском первую деревянную церковь. Примеру Макара Маркина последовали и другие зажиточные казаки. Во многом благодаря этому в скором времени церковь провела первое богослужение. Отпевали здесь покойников из всех близлежащих деревень, а затем несли для захоронения. Кладбище это функционирует и по сей день. Саму церковь после революции из храма божьего превратили в храм знаний, переделав ее под школу…

                                                                                                             Продолжение следует.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25