Меню
16+

«Нехаевские вести.ru»

26.04.2021 09:22 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ОН БЫЛ ЛИКВИДАТОРОМ ЧС

Автор: В. Колядин

Это было недавно, это было давно. Чернобыль… 26 апреля 1986 года в городке на реке Припять произошла страшная трагедия – разрушение реактора четвертого энергоблока атомной электростанции. Негативные последствия этой крупнейшей в мире техногенной аварии планета ощущает до сих пор.

А 35 лет назад, когда в результате аварии около 190 тонн смертельно опасных радиоактивных веществ – топлива и отходов – были выброшены в атмосферу, ситуация была крайне опасной. Шлейф радиации покрыл не только огромную часть СССР, но и Восточную Европу со Скандинавией. Тогда в Союзе появились ликвидаторы. Из сотен тысяч граждан, которые своими руками устраняли последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС, не давая разрастись ей до мирового масштаба, многие были обречены умереть от лучевой болезни, рака, заражения крови, кожных заболеваний, получить проблемы со здоровьем на всю жизнь. Но эти люди выполнили свою задачу.

Среди ликвидаторов были военнослужащие, спасатели, специалисты и простые работники, добровольцы и те, кто был направлен в зараженную зону по повестке. В основном они боролись с радиационным загрязнением на территории наиболее пострадавших республик – Украины и Белоруссии. В их числе были и наши земляки, с одним из которых мы встретились накануне годовщины аварии на ЧАЭС. Это житель ст. Упорниковской Виктор Константинович Медведев. Сейчас он пенсионер, а в ту роковую пору находящемуся в расцвете сил человеку было немногим за тридцать.

Он, как и многие другие жители сельской местности, был занят в сфере АПК, трудился в строительной организации совхоза имени Ильича. Являясь военнослужащим запаса, спустя годы после прохождения срочной службы, Виктор снова был призван в армейские ряды. Как он вспоминает, для чего именно и куда ему предстоит держать путь, тогда не говорили. Будучи оптимистом по своей натуре, станичник тогда особо не переживал. Считал, что раз так надо Родине – значит, необходимо выполнить свой долг. Впоследствии стало понятно, что, скорее всего, на него было обращено внимание потому, что В. Медведев срочную службу проходил в Забайкалье на объекте стратегического назначения.

Сборы, проводы, поезд… Виктор был направлен в учебную часть г. Майкопа. В течение 6 месяцев участники сборов учились пользоваться дозиметром, действовать в костюме химзащиты, приобретали другие необходимые навыки по нахождению в условиях повышенной радиации. Помимо упорниковца, туда были призваны и несколько других мужчин из нашего района, с которыми, конечно же, завязались дружеские отношения. Попадут они из учебки в Афган, Чернобыль – не разглашалось. В итоге Виктор получил специализацию химика-разведчика, а затем был отправлен в Белоруссию. Прибывших распределили по различным частям. Как оказалось, им нужно было очищать от радиационной пыли поверхности земли, зданий, сооружений, выполнять иные работы по повышению безопасности и снижению загрязненного фона.

Медведев попал в базировавшийся в сельской местности лагерь, затем работал в городах Хойники, Славутич. Постоянно выезжал в экспедиции. Ликвидаторы засыпали особо опасные места песком, чистили крыши, занимались погрузкой радиационного мусора, разбирали завалы... Царил строгий армейский порядок. Люди работали в защитных костюмах, их самих проверяли приборами на предмет полученной дозы радиации, постоянно менялись комплекты одежды, регулярно проводилось медобследование. Но обстановка становилась все напряженнее и страшнее.

Обычно, когда общая полученная доза, которую записывали в личные карточки, превышала определенное значение, работа ликвидатора считалась законченной, и он получал право на возвращение домой. Но данные в карточках могли занижаться, а фон бывал нестабильным, и оперативно проконтролировать его изменения получалось не всегда. Да и при должном контроле принятой ликвидаторами «нормы облучения», ее хватало, чтобы люди начинали испытывать слабость, кашлять кровью… Немудрено, ведь от того же Славутича до Чернобыля всего 46 км. При этом, не осознавая всей угрозы, некоторые сами рвались ближе к АЭС. В самой «зоне отчуждения» с ее брошенным городом-призраком Припятью довелось побывать и нашему земляку.

Гнетущее впечатление создавали опустевшие деревни. Ежедневная рутинная, непростая, опасная работа выматывала. Очень хотелось домой. Станичник старался понапрасну не рисковать, но добросовестно выполнял порученные задания и был ликвидатором в течение полугода.

Впоследствии, по возвращению на малую родину, В.С. Медведев занялся мирной профессией строителя, создал семью, трудился на пилораме, занимался различными созидательными делами. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, он активно задействован в работе казачьего общества, занимается работой в огороде. А об испытаниях конца 80-х напоминают фотографии, общение с друзьями-сослуживцами да подчас резко усиливающиеся головные боли. Впрочем, упорниковец и сегодня бодр, энергичен. По его словам, участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС стало для него большим жизненным опытом, и здесь есть двоякие ощущения. С одной стороны, судьбы многих ликвидаторов, в том числе его хороших знакомых, сложились трагично, но они смогли устранить последствия страшной аварии и облегчить участь огромного количества сограждан.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22