Меню
16+

«Нехаевские вести.ru»

01.02.2022 14:44 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Регионы участвуют в обсуждении нового базового закона о местном самоуправлении

Сегодня в Волгоградской областной Думе состоялось обсуждение проекта федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. Мероприятие проходило в рамках подготовки законопроекта к рассмотрению нижней палатой российского парламента во втором чтении. В нем приняли участие депутаты Госдумы Виталий Лихачев, Алексей Волоцков, региональные парламентарии Сергей Булгаков, Михаил Струк, а также главы муниципальных образований, представители органов исполнительной власти.

25 января проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» был принят нижней палатой российского парламента в первом чтении. А перед этим его концепцию поддержала Волгоградская областная Дума. Документ подготовлен для реализации новых положений Конституции РФ, инициированных Президентом и одобренных на общероссийском голосовании в 2020 году. В соответствии с ними местное самоуправление вместе с федеральными и региональными органами государственной власти входят в единую систему публичной власти в России.

Предваряя обсуждение, председатель комитета Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий Михаил Струк отметил важность этого вопроса. Данный законопроект направлен на совершенствование организации и повышение эффективности работы местного самоуправления в интересах жителей, общества и государства. Для этого предлагается ввести более простую, одноуровневую, систему МСУ, уточнить полномочия и усилить ответственность глав муниципальных образований.

В проекте федерального закона предусмотрены три вида муниципальных образований: городской и муниципальный округа, а также внутригородская территория городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Общая структура органов МСУ не меняется, ее составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация и контрольно-счетный орган. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий – пять лет. При этом в структуре местной администрации допускается образование территориальных (поселенческих) и отраслевых органов.

Законопроектом определен единственный способ формирования представительного органа МСУ – муниципальные выборы. Глава муниципалитета может быть избран голосованием жителей, представительным органом из своего состава либо из числа кандидатов, представленных губернатором. Вместе с тем глава региона будет вправе вынести руководителям муниципалитетов и местных администраций предупреждение или объявить выговор за ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий. Губернатор также сможет обратиться в представительный орган с инициативой об отставке главы муниципального образования за систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов МСУ.

Проект также предусматривает новые подходы к разграничению компетенции между муниципальными и государственными органами. Определено 27 неотъемлемых полномочий органов местного самоуправления. Среди них – принятие устава, бюджета, установление местных налогов, правил благоустройства. Еще 28 полномочий, в том числе: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, дорожная деятельность, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, охрана окружающей среды, организация образования могут быть закреплены за муниципалитетами законами субъекта РФ.

Предполагается, что после принятия основная часть положений нового закона вступит в силу с 1 января 2023 года, при этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период.

Государственная Дума РФ планирует рассмотреть данный проект во втором чтении после 23 февраля текущего года. При этом будут приняты во внимание мнения и замечания как региональных и местных властей, так и общественников.

Виталий Лихачев, депутат Государственной Думы ФС РФ:

«Я уверен, что практически все райцентры и муниципальные районы нашей области можно объединять. Например, Камышин и Камышинский район, Фролово и Фроловский район, Урюпинск и Урюпинский район... Вот скажем, глава Котельниковского муниципального района также отвечает за Котельниково, как и глава этого города. Объединение позволило бы избежать дублирования функций органов местного самоуправления и, таким образом, дало возможность более оперативно реагировать на проблемы, с которыми обращаются жители. Мы ведь не раз сталкивались с ситуацией, когда людям приходилось бегать по кругу, выясняя к чьим полномочиям относится решение того или иного вопроса. Кроме того, это привело бы к экономии средств. Высвободившиеся деньги необходимо максимально оставить в районах и направить на развитие территорий. Конечно, многих волнует и то, что предлагается упразднить должности глав сельских поселений. Но мы видим, что сегодня у них почти ничего нет для того, чтобы в полной мере осуществлять свои полномочия. Им приходится обращаться за помощью либо к хозяйствующим субъектам – фермерам, коллективным хозяйствам, либо в район. Вместо главы поселения будет специалист в районной администрации, отвечающий за территорию. Все предлагаемые нововведения, конечно, требуют обсуждения, необходимо взвесить все плюсы и минусы. Поэтому мне, как депутату Государственной Думы, хотелось сегодня услышать мнение тех, кого они прежде всего коснутся, тех, кто работает непосредственно на местах. Мы ждем от муниципалитетов предложений и готовы донести их до федерального центра».

Алексей Волоцков, депутат Государственной Думы ФС РФ:

«Данный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении и сейчас проходит широкое публичное обсуждение в регионах. Он направлен на совершенствование местного самоуправления, повышение ответственности руководителей на местах перед жителями. Предлагаемая одноуровневая система организации МСУ позволит по-новому организовать работу на местах, сделать ее более эффективной. В основе устройства будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению. За органами местного самоуправления закрепляются 27 неотъемлемых полномочий, ряд других полномочий может быть определен законами субъектов в зависимости от специфики регионов. Очень важно, что предлагается постепенный переход к новой системе – до 2028 года. Это позволит избежать потрясений, поэтапно перестроить работу местной власти. Отмечу, что все значимые предложения и замечания, озвученные представителями региональной власти и муниципалитетов, будут переданы в Госдуму для проработки».

Сергей Булгаков, первый заместитель председателя Волгоградской областной Думы:

«Наша страна достаточно долгое время – почти двадцать лет — живет по 131-му федеральному закону, которым установлены основные принципы организации местного самоуправления. За это время мы увидели все его плюсы и минусы. Серьезнейшая проблема этого закона заключается в том, что полномочия, которые закреплены за поселениями, очень часто недостаточно финансово подкреплены. Людям ведь не важно, чьи это полномочия, им нужно, чтобы их вопросы решались. Они хотят, чтобы в селе было чисто, обустроено, работали школа и детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, уличное освещение, проводилась газификация. Действующий закон не всегда позволял это сделать. Да, мы в регионе находим решения. Губернатор лично выезжает в каждое поселение, в каждый район и потом ставит соответствующие задачи перед органами исполнительной власти, депутатами областной Думы. Мы разрабатываем и принимаем региональные программы, направленные на комплексное развитие территорий. Очень часто проектные работы по строительству дорог или объектов водоснабжения требуют серьезных затрат, а у поселений таких денег нет. Предложенный законопроект позволит снять эти вопросы. Мы перейдем на одноуровневую систему организации местного самоуправления. Но главное, те полномочия, которые будут закреплены за муниципальным районом, подкрепят финансово. И еще один важный момент: не всегда работа главы муниципального образования соответствует ожиданиям жителей. В проекте закона прописана двойная ответственность главы муниципалитета перед людьми его избравшими и перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации – губернатором. Если человек ненадлежаще исполняет возложенные на него полномочия, может быть принято решение об отрешении данного руководителя от должности. Но все же основным, на мой взгляд, в этом документе является то, что он учитывает интересы граждан, и направлен на эффективное решение их проблем».

Василий Улитин, глава Дубовского муниципального района:

«Главы муниципалитетов и местные депутаты высказали свое мнение, что действительно этот закон нужно принимать. Сейчас бюджеты большинства поселений минимальны, средств едва хватает на текущие расходы. Переход к одноуровневой системе местного самоуправления позволит в городских и районных бюджетах сосредотачивать ресурсы для развития территорий, более активно участвовать в региональных программах. В целом эта модель представляется более взвешенной, эффективной и управляемой».

Василий Данков, глава городского округа город Фролово:

«Этот закон уже давно назрел. За последние 20 лет многое изменилось, и местное самоуправление тоже должно меняться в соответствии с жизненными реалиями. Вслед за Михайловкой мы также обсуждали целесообразность объединения в одном муниципальном образовании Фроловского района и города Фролово. Это даст дополнительные возможности для решения актуальных для жителей вопросов, например, благоустройства дворов и общественных пространств, строительства новых социальных объектов. Укрепление вертикали власти – повышение ответственности глав муниципалитетов перед губернатором поможет выполнению задач по развитию всей Волгоградской области».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2