Меню
16+

«Нехаевские вести.ru»

15.02.2022 14:00 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Он был в Афгане на передовой

Автор: Владимир Колядин

Сегодня, когда отмечается треть века с момента выхода ограниченного контингента советских войск из Афганистана, мы рассказываем еще об одном земляке, чья судьба была почти на два долгих года крепко-накрепко связана с этой, раздираемой кровопролитным противостоянием, страной. Речь идет о жителе п. Роднички Павле Ивановиче Денисове. Наша встреча произошла совсем недавно. А когда-то 18-летним юношей он был призван в армию и отправился выполнять интернациональный долг.

Случилось это в 1984 году, когда афганские события уже давно будоражили умы советских граждан. В официальных сводках торжественно рассказывалось о солдатах, защищающих простой народ Афганистана, в магнитофонах зазвучали печальные и романтичные песни на эту тему, а матери молились о том, чтобы их сыновья не попали в «красивый горный дикий край». Было понятно, что там идет война, о чем свидетельствовали возвращающиеся на Родину гробы под страшным грифом «Груз 200». Но до поры до времени родничковец и не думал, что увидит тот самый, грозный, овеянный слухами Афган, своими глазами.

…Паша получил опыт работы слесарем и только-только отучился по профессии пчеловода, жизнь была насыщенной и интересной. Но, когда ему пришла повестка о призыве в Вооруженные силы страны, особого волнения молодой человек не испытал. Армия считалась неотъемлемой частью жизни каждого настоящего мужчины, и перед ним даже не стоял вопрос – служить или не служить. С детства прекрасно знакомый с крестьянским трудом, любящий спорт и отличающийся твердым характером парень был готов к испытаниям.

Весной 1984-го наш земляк попал в число призывников, которые транзитом через Батайск были переправлены в часть, базирующуюся у самого южного города Узбекистана – Термеза. Там, в считанных километрах от афганской границы, на протяжении трех месяцев новобранцы проходили обучение. Павел постигал, как нужно вести артиллерийскую разведку. То есть, отправиться в тыл противника, определить там при помощи приборов точные координаты, чтобы затем можно было нанести ракетный удар по нужной точке. Не обходилось и без занятий по строевой подготовке, марш-бросков, разборки-сборки оружия, стрельбы, выполнения других заданий. Не особо церемонясь со вчерашними «зелеными» пацанами, командование стремилось к тому, чтобы они научились реагировать на действия врага и смогли уцелеть при вооруженном конфликте в горах. Приходилось трудно, но впоследствии все это очень пригодилось.

По окончании «карантина» афганский город Шинданд встретил нашего земляка дикой жарой за 50 градусов и уже знакомой по узбекскому полигону картиной виднеющихся вдалеке горных вершин с их вечными снежными «шапками». Здесь находились стратегически важный аэродром, установки залпового огня «Град» и «Ураган». Денисов немного прослужил в реактивном (то есть, ракетном) полку. А потом его и ряд сослуживцев перевели в пехоту, а именно, в восьмую роту 371-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка. Причем, и это говорит о многом, они пополнили ее вместо павших в жестокой битве с «духами» соотечественников.

Что и говорить, служить в пехоте – значит, быть на передовой. Опасность буквально витала в воздухе, когда советские солдаты отправлялись в очередной рейд, чтобы проверить расположенные рядом или скрытые в горах аулы на предмет нахождения в них боевиков, боеприпасов, автоматов. Приходилось быть начеку, даже когда подразделение доставляло в населенные пункты гуманитарную помощь, медиков для осмотра и лечения местных жителей.

Обычно солдаты выбирались из базы в сопровождении БМП. Шли пешком, находились внутри машин и на броне. Требовалось следить в оба, чтобы не угодить в засаду, не попасть на растяжку или мины. Люди были готовы моментально занять боевую позицию и приготовиться к отпору. В процессе следования к объекту их проводниками зачастую выступали «сарбазы» – представители правительственных войск Афганистана. Но они редко отличались отвагой и чуть что, были готовы спрятаться в укрытие. Поэтому надеяться следовало, прежде всего, на себя. Рейды могли охватывать очень обширную территорию – от близлежащих кишлаков до иранской границы. Преодолевали перевалы, на большой высоте из-за нехватки кислорода даже дышать было непросто. Случались у привычных к совсем иному климату людей и обмороки от тепловых или солнечных ударов.

Простые афганцы, в основном, относились к «шурави» (товарищам) из СССР подчеркнуто добродушно. Увидев их, они улыбались, заискивали, постоянно заверяли о дружбе. Однако Восток – дело тонкое, а у некоторых из мирных горцев имелись родственники, которые сражались на стороне беспощадного, известного своими зверствами противника. Да и вообще, война есть война. Объявленная она или нет, лишней расслабленности не прощает. Каждый новый день мог принести новые тревоги.

Бывало, попадали в передряги и подразделения, в которых служил родничковец. Подчас вокруг свистели пули, ухали разрывы от минометов и гранатометов, складывали головы совсем еще молодые, находящиеся в расцвете сил ребята, которым еще жить бы да жить. Сам Павел, по его словам, серьезных ранений, слава Богу, избежал. А вот контузии – нет. Как-то в результате наезда бронетехники на мину рядом рвануло так сильно, что у ошалевшего молодого человека пропал слух и ориентировка в пространстве, а из ушей и носа брызнула кровь. Но – обошлось, старуха с косой прошла мимо бойца.

Памятным для нашего земляка стал и один из боев в 1985-м, когда засевшие в схронах в ущелье снайперы никак не давали добраться до крупной базы душманов. Здесь, применив свои навыки арт-разведчика, родничковец дал корректировку, вследствие чего наши установки нанесли удар по противнику. Стрельба тут же заглохла, враги были погребены под обломками скал, и противник потерял важный объект.

Следует отметить, что о самих боевых действиях Павел Иванович рассказывает с видимой неохотой. Оно и понятно, возвращаться мыслями к такому жизненному опыту, ох, как нелегко. Но были в той армейской службе и хорошие моменты. Например, крепкая дружба с некоторыми боевыми товарищами, которые могли прийти на выручку в любой критической ситуации.

К слову, своим родным домой солдат всегда писал, что кругом все спокойно, а если стрельба и идет, то исключительно учебная, на полигоне. И лишь впоследствии сердобольная мать узнала, что довелось пережить ее сыну.

За личное мужество, проявленное при исполнении воинского долга и уничтожении бандформирований, П.И. Денисов был награжден медалью «За отвагу». Свой боевой путь в Афганистане он закончил в звании сержанта и в качестве командира отделения БМП-2. Его отъезд из беспокойной горной республики пришелся на май 1986 года. По прибытию в Узбекистан, когда техника с «дембелями» благополучно преодолела мост, соединяющий Советский Союз с соседней страной, на молодого человека нахлынула радость и осознание того, что именно осталось позади. А 9 мая, который стал для него воистину двойным праздником, он вернулся в родную Волгоградскую область.

Мирная жизнь снова пошла своим чередом. С течением лет пронзительные воспоминания об Афганистане подернулись дымкой. Родничковец устроился на работу и достойно проявил себя в созидательном труде. Побывав в соседней Ростовской области, он нашел там «вторую половинку» – супругу Анну Ивановну, семейный союз с которой длится 34 года. Пришло время, и Павел Иванович стал счастливым отцом, а затем – дедом. Глава семейства принимал активное участие в воспитании наследников, благодаря умелым рукам справлялся с ремонтом дома, приложил всю свою сноровку для обустройства быта…

Когда-то наш земляк честно выполнил свой воинский долг и сейчас он, будучи ветераном, больше всего ценит возможность спокойной жизни под мирным небом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11