Меню
16+

«Нехаевские вести.ru»

30.01.2020 10:20 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Почему нельзя подменять маму телевизором

Автор: Ольга Багрова. ©Фото: https://pixabay.com/

Современные технологии проникают все глубже в быт, телевидение и социальные сети заменяют живое общение. Как это влияет на психику ребенка, с какого возраста можно приобщать к интернету и где границы дозволенного? Об этом мы беседуем с Еленой Евдокимовой, кандидатом педагогических наук.

Вызов времени

Елена Сергеевна, современная педагогика и психология опирались на исследования тех лет, когда мир был еще «докомпьютерным». Но за последние 20 лет все кардинально изменилось. Как с точки зрения педагогики поток цифровой информации отразился на детях и как их воспитывать в новых реалиях?

– Время, в котором мы живем, – непростое, но все же это время огромных возможностей – и для взрослых, и для детей. И дети осваивают новую реальность гораздо быстрее взрослых. При этом они меняются. Уже сейчас можно сказать, что эмоциональная сфера их психики менее развита, чем у их сверстников прошлых лет. Зато более развита потребность в получении информации. Но встает вопрос: как новые технологии влияют на детскую психику? Чтобы на него ответить, науке нужно время. Первый шок, связанный с появлением цифрового мира, мы уже пережили, уже появляются серьезные научные наработки. Но время было упущено, и мы уже столкнулись и с детской интернет-зависимостью, и со многими другими зависимостями, которые породил взрослый мир. Это вызовы нашего времени, которые человечество должно принять и преодолеть.

Что нужно знать родителям в первую очередь, чтобы у ребенка не развилась зависимость от гаджетов?

– Когда мы были детьми, родители говорили: «Ты еще мал, не трогай нож, ты можешь порезаться». До определенного момента предметы, представляющие собой потенциальную опасность, не дают младенцу, лежащему в кроватке. Никому не придет в голову протянуть ему нож, так как ребенок еще не ориентируется в мире вещей. Любой гаджет несет для ребенка опасность, и он не должен попасть к нему в руки раньше времени. И не ради забавы, утешения – для высвобождения времени взрослого.

Мультфильмы – только с мамой

Что же происходит с психикой малыша, когда он долго смотрит, допустим, мультфильм?

– Психика ребенка очень быстро начинает привыкать к образам, мелькающим на мониторе, и взрослому очень трудно стать посредником между малышом и гаджетом. Самый важный совет для взрослых – сохранить в этом процессе миссию посредника, навигатора. Взрослый должен быть рядом с малышом – и во время просмотра мультфильма, и во время компьютерной игры, задавать и отвечать на вопросы, что‑то разъяснять, а от чего‑то ограждать. Но сажать малыша перед любым электронным устройством без посредника – я считаю, это преступление.

Не потеряйте ребенка в «цифровых джунглях»

К каким последствиям может привести детская зависимость от гаджетов и интернета?

– К ранним невротическим реакциям, искажению развития. Например, сегодня тревогу бьют логопеды: у современных детей слабо развивается речь. Это говорит о том, что мама перестала выполнять одну из основных функций: именно она открывает малышу код доступа для владения языком. А язык – это культура. Если мама закрыта, если он видит ее в основном за компьютером, с ним она разговаривает только для того, чтобы выразить недовольство, то ребенок растет с очень маленьким словарным запасом. А скудость языка ведет к скудости мыслительной деятельности – формируется примитивное сознание, которым легко управлять. Такому ребенку очень трудно взрослеть, принимать решения, учиться жить в сложно организованном мире.

С какого возраста ребенка можно начинать знакомить с цифровым миром вещей?

– Медики утверждают, что знакомить ребенка с гаджетом раньше двух лет нельзя. Психика малыша к этому совершенно не готова. Хотя среди классических педагогов есть мнение, что в принципе ребенку до 12 лет гаджеты не нужны. До этого возраста он должен погрузиться в ту культурную среду, которая исторически была вокруг него выстроена. Самая главная задача дошкольного возраста – открыть мир эмоций, чувств, а это возможно только при прямом общении, которое гаджет не может дать. Гаджет может быть средством привлечения внимания к важным сторонам жизни, но не должен их заменять.

Основная проблема родителей в том, что они заменяют гаджетами себя. И получается, что компьютер или смартфон ребенок начинает воспринимать как главный объект своей жизни, а мама и папа становятся «механизмами», осуществляющими доступ к объекту.

Родители перестают выполнять свои основные миссии: мама должна раскрыть ребенку мир чувств, а папа – мир мыслей, социальных отношений. Поэтому здесь все должно быть мудро, дозировано, с серьезной ответственностью.

Очевидно, что современный школьник не может учиться без компьютера и интернета. С какого возраста ему можно покупать телефон и открывать доступ в интернет?

– До среднего школьного возраста ребенку достаточно иметь обычный кнопочный телефон – для связи с родителями, Интернет ему не нужен. Смартфоном может начинать пользоваться школьник средних классов.

Выстраиваем границы

Сколько времени ребенок может проводить в день за компьютером и в телефоне без ущерба для психики?

– Это зависит от возраста: дошкольник – не более 10 минут в день, младший школьник – 10‑15 минут, ученик средней школы – 25 минут, старшеклассник – до двух часов в день.

Как родителю убеждать ребенка сокращать время его присутствия в виртуальном мире? Что отвечать на замечания о том, что в соцсетях сидит весь класс?

– Запреты в этой ситуации совершенно неэффективны, особенно в подростковом возрасте. Главной деятельностью для подростков является общение. Если им комфортнее и привычнее общаться виртуально, они будут это делать. Тут проблема намного глубже. Возникает вопрос: почему ребенок избегает живого общения? Нет возможности? Нет примера со стороны родителей? Попытайтесь создать условия для живого общения ребенка с одноклассниками – пригласите ребят к вам домой, организуйте им повод и условия для общения. Постарайтесь сами больше времени уделять общению с детьми, почаще устраивайте совместный активный отдых.

Сегодня мы имеем дело с зависимостью взрослых, которая порождает зависимость детей. Как нас видят дома наши дети? Мама сидит за своим компьютером, папа – за своим. И ребенок схватывает образ и воспринимает это как норму.

Как правильно выставить границы?

– Границы необходимы ребенку. Когда ему еще нет пяти, правила оговаривают родители, когда он подрастает, все оговаривается вместе с ним. В доме обязательно должно быть место, свободное от гаджетов, там, где царит культ общения, например, кухня или гостиная, где собирается и общается вся семья. Полезно будет разграничить пространство, отделить рабочую зону с компьютером и следить за тем, чтобы виртуальный мир не вытеснял живое общение. Можно сделать наглядный «светофор»: зеленым цветом обозначить то, что в вашем доме разрешено: например, столько‑то времени может быть отдано интернету за рабочим столом. Красным – то, что запрещено, например, находиться в виртуальном мире во время еды, во время общения. Желтым – то, что разрешено с оговорками: например, малыш смотрит мультик, играет в игру, но под присмотром взрослых и с их разрешения.

Зависимость или привычка?

Насколько оправдано утверждение о том, что если ребенка сильно ограничивать, то потом может наступить срыв. Не поиграл в детстве в компьютер – посвятил этому взрослую жизнь. И где грань?

– Да, мы можем часто наблюдать, как взрослые мужчины играют «в танчики». Но причина такого поведения не в том, что они не наигрались именно в компьютерные игры, а в том, что они в детстве в принципе не наигрались. Не забывайте, что основная деятельность младшего возраста – это игра. Если ребенок по каким‑то причинам в полной мере не реализовал потребность в игре, во взрослой жизни это может обернуться различными проблемами, в том числе и интернет-зависимостью.

Почему одни увлекаются компьютерными играми, а другие нет. Есть ли склонность к этому?

– Природной склонности к компьютерным играм не существует. Это вопрос воспитания, культуры человека. Какие‑то внутренние проблемы, вызванные совершенно разными причинами, могут давать такую потребность – играть в компьютерные игры. Чем сильнее проблема – тем сильнее человек будет зависим от виртуальных игр или чего‑то еще. Но проблема может быть намного глубже, чем просто привычка вот так непродуктивно проводить свое свободное время. Ее корни нужно искать вместе со специалистом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29