Меню
16+

«Нехаевские вести.ru»

30.07.2017 16:19 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 89 от 25.07.2017 г.

Робототехника: в ногу со временем, с прицелом на будущее

Автор: В. Колядин
корреспондент

Современные веяния требуют соответствующих подходов к образованию, значительно расширяя его рамки. Время не стоит на месте. И, конечно, нехаевские учащиеся не должны отставать от него. В районе успешно «культивируется» одно из перспективных направлений образовательного процесса. Речь идет о робототехнике, занятия по изучению основ которой начались на базе Нехаевского ресурсного центра еще в 2012 году.

Произошло это в рамках федеральной целевой программы комплексной модернизации системы общего образования. В Нехаевской школе начал действовать кружок, где стали преподавать азы этой прикладной науки. В роли наставника-инструктора выступил преподаватель физики и информатики Юрий Алексеевич Шеремет. К слову, даже такому опытному педагогу для того, чтобы проводить занятия с ребятами, предварительно пришлось пройти спецобучение.

Вот что говорит о работе кружка начальник отдела образования, опеки и попечительства райадминистрации Елена Ильинична Шалькова:

- Для изучения основ робототехники был закуплен комплект конструкторов по робототехнике. Финансирование велось по линии Министерства образования РФ, после чего на региональном уровне шло распределение поступивших средств между муниципалитетами. Конечно, мы постарались сделать упор на приобретение более современного оборудования. Подчеркну, что изучение школьниками основ робототехники прекрасно вписалось в концепцию модернизации системы общего образования.

Стоит подчеркнуть, что робототехника – это отнюдь не игрушки, а вполне серьезный процесс. В ходе занятий здесь происходит целенаправленная работа, призванная привить ребятам специализированные профильные навыки. Они способствуют развитию логики, мышления.

На занятиях под неустанным руководством наставника ученики пропускали через себя целый пласт информации. Начиная с простых вещей – ознакомления с устройством робота и его поэтапной сборки на основе конструктора «Лего» (базовую модель собирали по единому образцу, впоследствии они уже вовсю оперировали разработанными и заданными для своих «луноходов» компьютерными программами. Управляли роботами дистанционно, учили их обходить препятствия, двигаться по линии, ускоряться и тормозить, реагировать на изменения света и голосовые команды… Словом, делать все, что могло пригодиться в соревнованиях, где в различных номинациях разворачивались настоящие «битвы» умов юных конструкторов и их моделей.

«Траектория», «Кегельринг», «Сумо», «Биатлон», «Робобоулинг», «Управление роботоавтомобилем»… Азартные состязания на лучшую маневренность, оперативность и точность выполнения роботами самых разнообразных команд привлекали к себе все большее внимание. Наряду с внутришкольными мероприятиями успешно организовывались районные первенства по робототехнике. Причем, одновременно с игрой здесь шла серьезная аналитическая работа, оценивалось, насколько учащиеся сумели выполнить поставленные задачи, выявлялись свои лидеры. Добиваясь очевидного прогресса и выходя на новый уровень, пытливые ребята досконально разбирались с управлением роботов, поднаторели в сборке разнообразных конструкций и разработке для них компьютерных программ.

Так, благодаря стараниям учеников и их наставника появились робот-охранник, чутко реагирующий на приближение «неприятеля», робот-футболист, баскетболист, стрелок, пешеход, крокодил… Благо, фантазии у юных испытателей было не занимать, а перечень моделей оказался практически неограниченным.

Программы постепенно усложнялись, и ребята получали все более глубокие знания. Для наших земляков настал черед нового шага – постараться добиться успехов на турнирах межрайонного, регионального и даже федерального уровня. И то, что поначалу казалось лишь мечтой, достаточно скоро стало явью. Нехаевцы сумели очень ярко дебютировать на областном финале – «Робомир-2014». Обойдя соперников, среди которых были представители крупнейших городов региона, в сложной номинации «Лабиринт» команда в составе А. Жукова и С. Федорова получила право на поездку в Казань. Ведь именно там проходила Всероссийская олимпиада по робототехнике. Отрадно, что нехаевские учащиеся достойно выдержали острейшую конкуренцию, попав в десятку лучших в масштабах всей нашей огромной страны.

…Затем настал черед очередного знакового события. Нехаевская школа впервые приняла у себя зональные соревнования по робототехнике – «Робот-2015». Наряду с хозяевами, его участниками стали школьники из других районов северо-западной зоны нашего региона. Мероприятие проводилось с целью выявления и поддержки талантливых детей, проявляющих интерес к сфере высоких технологий. Учитывая, что к этому времени наши юные конструкторы-программисты прекрасно зарекомендовали себя на состязаниях в Волгограде и Казани, то выбор места проведения зональных стартов выглядел вполне логичным. В итоге, все было организовано на должном уровне, а другие дружины не смогли составить талантливым нехаевским «испытателям» серьезной конкуренции ни в одной из основных турнирных дисциплин. Так, в «Кегельринг-квадро» самый умный и послушный робот получился у команды в составе И. Лукъянскова и Д. Егоровой. Тогда как в «Сумо. Маневрирование» заслуженную победу одержали А. Леонтьев и Д. Шальков.

Новые занятия и турниры, тщательная теоретическая подготовка и отшлифовка практических навыков в рамках занятий по изучению робототехники давали свои результаты. В 2016 году наши земляки вновь блеснули на областных стартах. Выступление в Волгограде на «Ступенях Робомира-2016» позволило им завоевать полный комплект медалей – золото, серебро и бронзу. Вот так отличились А. Леонтьев, Д. Егорова, И. Лукъянсков и И. Масленников. Тогда как в «Робомире-2016» победы добился в номинации «Манипулятор» робот-строитель под управлением опытных конструкторов А. Леонтьева и Д. Егоровой. Эта команда приняла участие во Всероссийской олимпиаде по робототехнике, где по ходу состязаний вполне реально претендовала на высокие места.

Кропотливая и вместе с тем увлекательная работа в сфере робототехники продолжается и сегодня. Одни мероприятия сменяются другими, а вместо былых лидеров приходят новые, подающие надежды программисты-конструкторы. К слову, в прошлом учебном году число приверженцев робототехники существенно расширилось за счет открытия еще одного кружка, действующего на базе Нехаевского детско-юношеского центра. Там к работе подключился педагог А.Ф. Войтковский. Так что теперь только в райцентре основы программирования и моделирования познают порядка 45 ребят — от «первоклашек» до будущих выпускников.

- Вот один из наших «отличников» С. Кодинцев, — приводит пример смены поколений Юрий Алексеевич. — Он только закончил второй класс, но почти все схватывает на лету и уже не раз хорошо проявлял себя на различных соревнованиях.

- Я научился собирать и программировать роботов быстрой сборки, — говорит сам юный «изобретатель». — Мне очень интересно заниматься в кружке, работать с компьютером, учиться. Радуюсь, когда мой робот правильно выполняет команды, когда все получается, как задумано. А если нет, всегда можно попросить совета у Юрия Алексеевича и исправить недочеты.

- При должном старании спустя годы этот ребенок может выйти на очень высокий уровень мастерства, — продолжает Ю.А. Шеремет рассказ о своем подопечном. – Потом приобретенные навыки могут пригодиться ему в будущем, возможно даже при выборе профессии.

Что ж, если слова сбудутся, то это будет далеко не первый такой случай. Немалую пользу принесло пристальное увлечение робототехникой выпускнику 2016 года А. Жукову. Юноша без проблем поступил в один из технических вузов региона. Отличившегося на ниве конструирования «умных машин» на самом высоком уровне С. Федорова вообще без экзаменов приняли в профильный физико-математический лицей в г. Москве. Там же, в Первопрестольной, продолжил свое обучение наш земляк в высшем учебном заведении пару лет спустя. Обращаясь к дню сегодняшнему, достаточно простой получилась сдача ОГЭ по информатике для учащегося 9 класса А. Леонтьева. Как признал юноша, произошло это, во-многом, из-за того, что он поднаторел в написании множества программ как раз при посещении кружка по робототехнике.

- Мы стараемся приобщить к полезному и занимательному миру робототехники как можно больше школьников, — подытоживает нашу беседу Юрий Алексеевич. – Требования в этой ультрасовременной дисциплине постоянно растут. И, конечно, у нас имеются определенные планы и наработки. Хочется не просто выявлять талантливых ребят и делиться с ними опытом, но и сохранить в них искреннюю увлеченность на протяжении долгого времени, чтобы им было действительно интересно ходить на занятия, реализовывать свои способности на подготовительном этапе и успешно проявлять себя на состязаниях. В идеале же хочется воспитать из них знающих свое дело специалистов, среди которых будут «продвинутые» программисты, конструкторы, инженеры...

За последние два года модернизация системы среднего профессионального образования позволила создать в регионе 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций, где уже прошли обучение более 2500 человек, 5 колледжей стали федеральными инновационными площадками, 4 – региональными инновационными площадками.

В Волгоградской области программы дополнительного образования доступны каждому школьнику. Особую популярность в последние годы приобретает техническое творчество. Так, в каждом из 38 муниципальных образований региона созданы центры образовательной робототехники.

Только по итогам 2015-2016 учебного года в Волгоградской области количество детей, охваченных программами дополнительного образования, увеличилось на 38 тысяч и составило 275 тысяч человек. Региональная система дополнительного образования включает 219 организаций. Робототехника, радиоэлектроника, авиамоделирование – эти и другие кружки работают на базе школ, технических клубов и станций, дворцов творчества. Обучение ориентировано на формирование логического мышления, умение анализировать, конструировать и развивать способности. В регионе с учетом возрастных особенностей детей реализуются около 50 модельных программ дополнительного образования. В том числе «инженерная графика» и «робототехника».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

55