Меню
16+

«Нехаевские вести.ru»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Отголоски боёв помнят дети войны

Автор: Наш корр

А годы летят, наши годы, как птицы, летят… Вот и моя собеседница Вера Ивановна Тапилина из станицы Нехаевской, сокрушенно вздыхая, разводит руками: пролетела жизнь, как одно мгновение. Остались только воспоминания.

—Столько пережито, столько довелось повидать! Все, что было даже в далеком детстве, помнится, будто это происходило вчера.

…До начала войны маленькая Верочка Димитрова жила с родителями в станице Усть-Бузулукской соседнего Алексеевского района. О ней заботились, любили, баловали и даже прощали ей всякие детские шалости, на которые она была большая мастерица. Роскоши особой не нажили, но отец, служащий госбанка, исправно получал жалованье, и семья не голодала. Грянула война, и в первых рядах добровольцев отец ушел защищать Родину от фашистских захватчиков.

Как и остальные жители казачьей станицы, дочка с мамой ждали весточки с фронта да ежедневно слушали по радио сводки Совинформбюро. А фронт между тем подкатывался все ближе и ближе. Однажды, когда детвора играла на меловой горе, над станицей на бреющем полете пролетел вражеский самолет и стал сбрасывать бомбы вдоль Хопра. Очевидно, хотел уничтожить переправу. Перепуганная ребятня в мгновенье ока рассыпалась по домам и еще долго не собиралась на своем излюбленном месте.

Фашисты рвались к Волге, все чаще и ближе стали слышны звуки канонады. Вот тогда-то и решено было перебраться подальше от войны—в Нехаевскую станицу, где жили дед и бабушка Верочки по материнской линии.

В госбанке им дали телегу, запряженную парой быков. На нее погрузили самодельный деревянный сундук с немудреным скарбом да одежонкой. Это сейчас из Усть-Бузулука до станицы Нехаевской по асфальту да на легковом авто можно домчать за полчаса, а тогда 40 с небольшим километров на быках преодолевали почти сутки.

В Нехаевской не было слышно войны. Но о кровопролитных боях за город на Волге местные жители узнавали от раненых бойцов, которых привозили в развернутый в школе военный госпиталь прямо из-под Сталинграда, где солдаты сражались за каждую пядь земли, за каждую улицу, за каждый дом. Раненых становилось все больше. Они уже не помещались в школе, и для них было отведено еще одно здание—на улице Советской. Вот туда-то и стала наведываться семилетняя девочка Вера. Ее посылала мама, чтобы отнести в госпиталь еду. Малышка тихонько пробиралась в больничную палату и скромно переминалась с ноги на ногу в ожидании, что кто-нибудь обратит на нее внимание.

Заметив малышку, раненые бойцы приглашали ее в палату, разливали по чашкам щи и от души расхваливали их. Путь из Зеленого клина до госпиталя (а это более трех километров) маленькая Вера с трехлитровым чугунком проделывала почти каждый день, в любую погоду. Не от великих щедрот (сами недоедали) делились местные жители провиантом: лишь бы хоть чем-то помочь, лишь бы скорее поправлялись солдатики да снова становились в строй, на защиту родного Сталинграда.

Однажды в доме не нашлось ничего съестного, кроме распаренной и высушенной в русской печи сахарной свеклы. И за это сладкое угощение раненые долго благодарили девочку.

…Моя собеседница вытирает набегающие слезы, воспоминания снова разбередили душу. Перед глазами возникают искаженные болью лица бойцов—совсем молоденьких ребят и таких, как ее отец. Металлическим запахом крови пропитаны не только палаты. Даже в коридоре, на улице, где повсюду были развешаны стиранные-перестиранные бинты и марля, витал зловещий запах крови, запах смерти.

Немного повзрослев, девочка поняла, что не все бойцы уходили из госпиталя на фронт. Некоторые нашли упокоение на местном погосте. Навещая могилы родных, Вера Ивановна непременно подходит и к двум обелискам на нехаевском кладбище, где были похоронены умершие в госпитале бойцы. Постоит, помолчит, повспоминает… Здесь покоятся защитники Родины из ее далекого детства…

Рассказала Вера Ивановна и о том, как они с мамой ждали фронтовые треугольники—письма от отца и были несказанно рады, когда он вернулся домой живым и невредимым.

Взрослая жизнь Веры Ивановны Тапилиной сложилась вполне благополучно. Почти вся трудовая биография связана с потребкооперацией, где она проработала более 30 лет в качестве бухгалтера. Медаль «Ветеран труда»—яркое подтверждение ее высокого профессионализма.

С мужем Федором Ефимовичем они прожили долгую и счастливую жизнь. Воспитали, выучили дочь. Взрослые внуки радуют любимую бабушку Веру, частенько навещают ее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

35